Kovdoravia.narod.ru
 

 

Наш рекламный блок

Ковдорское авиаотделениe (библиотека)

Z-PAYMENT


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Чёрные дни лесного хозяйства


Лесные пожары, лесные пожары!
Это грозное слово - которое с содроганием вспоминает вся Европейская часть России хлебнув полную чашу от этих природных бедствий. Увы, не обошлось без человеческих жертв, выгорали дотла целые посёлки, оставляя людей без жилья, в огне гибла техника. В Сибири и на Дальнем Востоке такие тяжёлые ситуации с лесными пожарами возникали практически каждый год, но федеральная власть не хотела прислушиваться к мнению специалистов и упорно не замечала проблем. Вошло в обычную повседневную практику занижение площадей крупных лесных пожаров, чтобы областные чиновники сохранили своё лицо перед федеральным центром… Однако когда дымом торфяных пожаров заволокло Москву и рядовые люди прочувствовали беду на себе, умалчивать проблему стало невозможно. Проблема лесных пожаров получила широкую огласку в СМИ и сети Интернет, вызвав огромный общественный резонанс...

Работники "Авиалесоохраны" и Лесничеств, на которых возложена функция борьбы с лесными пожарами, после этих трагических и печальных событий надеялись на коренные изменения в законодательстве, которые так необходимы многострадальному лесному хозяйству на сегодняшний день.

Однако как мы видим, анализируя последние изменения и дополнения к Лесному кодексу (его действующая редакция, принятая в 2006 году, как раз и ликвидировала централизованную систему Авиалесоохраны - когда было возможно в кратчайшие сроки перебросить авиацией в сильногоримый район десантников-пожарных из других регионов где не возникло пожаров и взять ситуацию под контроль)., а так же последние совещания которые проводил по этому поводу президент - коренных изменений, увы не предвидеться… А это означает, что трагическая ситуация снова может повториться..

Сейчас уже одной техникой дела не исправить, это можно сказать со стопроцентной уверенностью. Кадровая база лесничеств и авиалесоохраны с летчиками наблюдателями, парашютистами и десантниками пожарными если мягко сказать сильно ослаблена, это значит не сказать ничего - на сегодня мы слабы как никогда раньше, и может контролировать ситуацию только при самой малой горимости. А если учесть, что площадь охраняемой территории, а это Зашейковское лесничество и Лапландский заповедник - просто огромна почти миллион гектар. В состав Зашейковского лесничества входят три участковых лесничества самым опасным из которых является Ковдорское участковое где к 1 классу (самому высокому) природной пожарной опасности относится 39 % площади. Кроме того оно характеризуется очень сложным пересечённым рельефом, что затрудняет ликвидацию пожаров на таких участках. На всей охраняемой территории в отвратительном состоянии лесная инфраструктура, разрушены мосты - что создает огромную проблему для оперативной доставки лесопожарных групп автомобильным транспортом.

Подобная плачевная ситуация, к огромному сожалению, наблюдается не только в Мурманской области но по всей России в целом.

Специализированная служба Авиалесоохрана в былые времена располагала самолётами и патрульными вертолётами имеющимися на каждом авиаотделении, в том числе и на Ковдорском. При регулярных облётах обнаружение пожаров происходило на самых ранних стадиях, на небольших площадях по схеме обнаружил пожар - высадил для тушения людей. Время между обнаружением и началом тушения было самое минимальное. С вертолёта в режиме зависания на специальных приспособлениях лесопожарных спусковых устройствах СУ-Р спускалась десантная группа из 3-5 высокопрофессиональных пожарных и обнаруженный на ранней стадии только начавшийся лесной пожар сравнительно легко ликвидировался. Имелась возможность в течение одного дня оперативно перебрасывать лесопожарные группы на другие пожары. В последние же годы ситуация я бы сказал радикально изменилась. Всё просто до банальности, нет денег - нет возможности регулярно проводить авиапатрулирование территории, приходиться ограничиваться облётами только при самых высоких классах пожарной опасности по условиям погоды, что конечно же, не способствует эффективной борьбе с пожарами. Позднее обнаружение пожаров - это сегодня самое слабое место в ныне существующей системе. Пирологическая наука в поисках путей совершенствования борьбы с пожарами в первой половине 20 века обозначила главный вывод - для того, чтобы снизить затраты на тушение пожара, необходимо обнаружить его на максимально возможной ранней стадии и незамедлительно приступить к ликвидации. Но как этого добиться? Выход - применение авиации, что позволяет решить сразу две фундаментальные задачи: раннее обнаружение пожаров и оперативная доставка на них сил и средств тушения. Соблюдение регламента патрульных полетов позволяет добиться почти 99 процентного обнаружения возгораний на площадях не более 1-5 га. Поэтому своевременное авиационное патрулирование лесов и есть ключ к эффективности работы Авиалесоохраны. Это ключ к эффективности охраны лесов от пожаров в России!
На здравые призывы специалистов профинансировать выполнение "технологии" в необходимом объёме, выделяются крохи (да и то несвоевременно, часто, когда пожары достигают катастрофических масштабов!). Нет денег - нет своевременных полётов. "…Эпизодические облёты территории в отличие от регулярных, не могут выявить загорания на ранней стадии, а пожары, распространившиеся на площади более 20 га, не может потушить группа 4-5 человек десантников-пожарных!…" Именно поэтому сейчас доля крупных пожаров по стране выросла в 5-10 раз! Естественно многократно выросла нагрузка на все пожарные службы, а затраты на тушение лесных пожаров в разы (!) превысили стоимость "технологии". Каждый год страна сжигает финансовых средств на тушение действующих пожаров намного больше, чем требовалось бы на их предотвращение при соблюдении "технологии раннего обнаружения и подавления". Печальная закономерность: сокращение средств на предотвращение пожаров пропорционально увеличивает затраты на их тушение и сопровождается многократным возрастанием ресурсного и экологического ущерба!

Парадокс - на предотвращение разгула пожаров денег в государстве нет, а на героическое тушение, когда они превращаются в стихийное бедствие - это, пожалуйста! И тут возникает закономерный вопрос: А кто ответит за этот пожарно-финансовый разгул? Вот тут взоры некоторых чиновников и журналистов и направляются на дорогостоящий авиационный компонент. Только причина трагедии не в использовании дорогостоящей службы, а в отсутствии возможностей её своевременного применения. Чиновники сидят на своих местах временно, и не понимают, что Лесничества и "Авиалесоохрана" два компонента единой системы - Системы охраны лесов. Где у каждого своя задача. И каждое из звеньев сейчас ослаблено до нельзя! И если из-за недофинансирования не может выполнять свои задачи один из компонентов, вся система становится неэффективной. Если убрать один из компонентов - ликвидировать авиационную службу и вся система охраны лесов от пожаров в России РУХНЕТ!
У лесного авиапожарного в настоящее время есть только одна человеческая сила! И с собой на линию огня десантник - пожарный берёт только то, что способен унести на своих плечах - бензопилу, ранцевый лесной огнетушитель (РЛО), пенообразователь, лопату и топор. Вот поэтому и надеется в работе он на свою тактическую грамотность да смекалку. Ранцевыми огнетушителями, конечно, невозможно победить пламя верхового пожара высотой 20 метров продвигающееся со скоростью 3 метра в секунду, но остановить его продвижение в полосе кромки 1,5-2 км используя "отжиг" (предварительно сделав лопатами и бензопилами, минерализованную опорную полосу) вполне под силу группе из 5-8 опытных десантников. Однако даже такой численностью людей так необходимых на сегодня Ковдорское авиаотделение не обладает! Инструкторов осталось 2 человека, опытных десантников всего 3 человека и 1 радиооператор для поддержки связи с лесопожарными группами. Денег на приём временных рабочих по тушению лесных пожаров выделили всего на 2 -х человек. Это просто катастрофически мало учитывая то, что этих людей ещё предстоит подготовить. По опыту прошлых лет были частые случаи, когда вновь принятые люди увольнялись сразу же, столкнувшись на практике с первым лесным пожаром. Чего греха таить работа физически очень тяжёлая, сложная и опасная! Одно дело теоретическая подготовка в учебном классе - другое столкнуться со стихией на практике. Не каждому она по плечу, да и зарплата увы не адекватна.

Остаётся надеяться на сознательность наших граждан, которым хочется напомнить о необходимости строго соблюдать правила пожарной безопасности отправляясь на отдых в лес.

Инструктор десантно - пожарной команды
Колдарар С.В.

 

Библиотека

НЕ ДАДИМ ГОРЕТЬ НАШИМ ЛЕСАМ!

Главная | О нас | Библиотека | Фото | Наши друзья | Контакты

 

 

(c) Kovdorаvia.narod.ru
тушение лесных пожаров, лесопожарная пропаганда, Цены на услуги по тушению и ликвидации лесных пожаров: обзоры, инструкции, описания. Ковдор, авиалесоохрана., Мурманская авиабаза услуги
 
Hosted by uCoz