Чёрные
дни лесного хозяйства
Лесные пожары, лесные пожары!
Это грозное слово - которое с содроганием вспоминает вся Европейская
часть России хлебнув полную чашу от этих природных бедствий.
Увы, не обошлось без человеческих
жертв, выгорали дотла целые посёлки, оставляя людей без жилья,
в огне гибла техника. В Сибири и на Дальнем Востоке
такие тяжёлые ситуации с лесными пожарами возникали практически
каждый год, но федеральная власть не хотела прислушиваться
к мнению специалистов и упорно не замечала проблем. Вошло
в обычную повседневную практику занижение площадей крупных
лесных пожаров, чтобы областные чиновники сохранили своё лицо
перед федеральным центром… Однако
когда дымом торфяных пожаров заволокло Москву и рядовые люди
прочувствовали беду на себе, умалчивать проблему стало невозможно.
Проблема лесных пожаров получила широкую огласку в СМИ и сети
Интернет, вызвав огромный общественный резонанс...
Работники "Авиалесоохраны" и Лесничеств, на которых
возложена функция борьбы с лесными пожарами, после
этих трагических и печальных событий надеялись на коренные
изменения в законодательстве, которые так необходимы
многострадальному лесному хозяйству на сегодняшний день.
Однако как мы видим, анализируя последние изменения и дополнения
к Лесному кодексу (его действующая редакция, принятая в 2006
году, как раз и ликвидировала централизованную систему Авиалесоохраны
- когда было возможно в кратчайшие сроки перебросить авиацией
в сильногоримый район десантников-пожарных из других регионов
где не возникло пожаров и взять ситуацию под контроль)., а
так же последние совещания которые проводил по этому поводу
президент - коренных изменений, увы не предвидеться… А это
означает, что трагическая ситуация снова может повториться..
Сейчас уже одной техникой дела не исправить, это можно сказать
со стопроцентной уверенностью.
Кадровая база лесничеств и авиалесоохраны с летчиками наблюдателями,
парашютистами и десантниками пожарными если мягко сказать
сильно ослаблена, это значит не сказать ничего - на сегодня
мы слабы как никогда раньше, и может контролировать ситуацию
только при самой малой горимости. А если учесть,
что площадь охраняемой территории, а это Зашейковское лесничество
и Лапландский заповедник - просто огромна почти миллион гектар.
В состав Зашейковского лесничества входят три участковых лесничества
самым опасным из которых является Ковдорское участковое где
к 1 классу (самому высокому) природной пожарной опасности
относится 39 % площади. Кроме того оно характеризуется очень
сложным пересечённым рельефом, что затрудняет ликвидацию пожаров
на таких участках. На всей охраняемой территории в отвратительном
состоянии лесная инфраструктура, разрушены мосты - что создает
огромную проблему для оперативной доставки лесопожарных групп
автомобильным транспортом.
Подобная плачевная ситуация,
к огромному сожалению, наблюдается не только в Мурманской
области но по всей России в целом.
Специализированная служба Авиалесоохрана в былые времена
располагала самолётами и патрульными вертолётами имеющимися
на каждом авиаотделении, в том числе и на Ковдорском. При
регулярных облётах обнаружение пожаров происходило на самых
ранних стадиях, на небольших площадях по схеме обнаружил пожар
- высадил для тушения людей. Время между обнаружением
и началом тушения было самое минимальное. С вертолёта в режиме
зависания на специальных приспособлениях лесопожарных спусковых
устройствах СУ-Р спускалась десантная группа из 3-5 высокопрофессиональных
пожарных и обнаруженный на ранней стадии только начавшийся
лесной пожар сравнительно легко ликвидировался. Имелась возможность
в течение одного дня оперативно перебрасывать лесопожарные
группы на другие пожары. В последние же годы ситуация я бы
сказал радикально изменилась. Всё просто до банальности, нет
денег - нет возможности регулярно проводить авиапатрулирование
территории, приходиться ограничиваться облётами только при
самых высоких классах пожарной опасности по условиям погоды,
что конечно же, не способствует эффективной борьбе с пожарами.
Позднее обнаружение
пожаров - это сегодня самое слабое место в ныне существующей
системе. Пирологическая наука в поисках
путей совершенствования борьбы с пожарами в первой половине
20 века обозначила главный вывод
- для того, чтобы снизить затраты на тушение пожара, необходимо
обнаружить его на максимально возможной ранней стадии и незамедлительно
приступить к ликвидации. Но как этого добиться?
Выход - применение
авиации, что позволяет решить сразу две фундаментальные задачи:
раннее обнаружение пожаров и оперативная доставка на них сил
и средств тушения. Соблюдение регламента патрульных полетов
позволяет добиться почти 99 процентного обнаружения возгораний
на площадях не более 1-5 га. Поэтому своевременное авиационное
патрулирование лесов и есть ключ к эффективности работы Авиалесоохраны.
Это ключ к эффективности охраны лесов от пожаров в России!
На здравые призывы специалистов профинансировать выполнение
"технологии" в необходимом объёме, выделяются крохи
(да и то несвоевременно, часто, когда пожары достигают катастрофических
масштабов!). Нет денег - нет своевременных полётов. "…Эпизодические
облёты территории в отличие от регулярных, не могут выявить
загорания на ранней стадии, а пожары, распространившиеся на
площади более 20 га, не может потушить группа 4-5 человек
десантников-пожарных!…" Именно поэтому сейчас доля крупных
пожаров по стране выросла в 5-10 раз! Естественно многократно
выросла нагрузка на все пожарные службы, а затраты на тушение
лесных пожаров в разы (!) превысили стоимость "технологии".
Каждый год страна сжигает финансовых средств на тушение действующих
пожаров намного больше, чем требовалось бы на их предотвращение
при соблюдении "технологии раннего обнаружения и подавления".
Печальная закономерность: сокращение средств на предотвращение
пожаров пропорционально увеличивает затраты на их тушение
и сопровождается многократным возрастанием ресурсного и экологического
ущерба!
Парадокс - на предотвращение
разгула пожаров денег в государстве нет, а на героическое
тушение, когда они превращаются в стихийное бедствие - это,
пожалуйста! И тут возникает закономерный вопрос:
А кто ответит за этот пожарно-финансовый разгул? Вот тут взоры
некоторых чиновников и журналистов и направляются на дорогостоящий
авиационный компонент. Только причина трагедии не в использовании
дорогостоящей службы, а в отсутствии возможностей её своевременного
применения. Чиновники сидят на своих местах временно, и не
понимают, что Лесничества
и "Авиалесоохрана" два компонента единой системы
- Системы охраны лесов. Где у каждого своя задача. И каждое
из звеньев сейчас ослаблено до нельзя! И если из-за недофинансирования
не может выполнять свои задачи один из компонентов, вся система
становится неэффективной. Если убрать один из компонентов
- ликвидировать авиационную службу и вся система охраны лесов
от пожаров в России РУХНЕТ!
У лесного авиапожарного в настоящее время есть только одна
человеческая сила! И с собой на линию огня десантник - пожарный
берёт только то, что способен унести на своих плечах - бензопилу,
ранцевый лесной огнетушитель (РЛО), пенообразователь, лопату
и топор. Вот поэтому и надеется в работе он на свою
тактическую грамотность да смекалку. Ранцевыми
огнетушителями, конечно, невозможно победить пламя верхового
пожара высотой 20 метров продвигающееся со скоростью 3 метра
в секунду, но остановить его продвижение в полосе кромки 1,5-2
км используя "отжиг" (предварительно сделав лопатами
и бензопилами, минерализованную опорную полосу) вполне под
силу группе из 5-8 опытных десантников. Однако даже такой
численностью людей так необходимых на сегодня Ковдорское авиаотделение
не обладает! Инструкторов осталось 2 человека, опытных десантников
всего 3 человека и 1 радиооператор для поддержки связи с лесопожарными
группами. Денег на приём временных рабочих по тушению лесных
пожаров выделили всего на 2 -х человек. Это просто катастрофически
мало учитывая то, что этих людей ещё предстоит подготовить.
По опыту прошлых лет были частые случаи, когда вновь принятые
люди увольнялись сразу же, столкнувшись на практике с первым
лесным пожаром. Чего греха таить работа физически очень тяжёлая,
сложная и опасная! Одно дело теоретическая подготовка в учебном
классе - другое столкнуться со стихией на практике. Не каждому
она по плечу, да и зарплата увы не адекватна.
Остаётся надеяться на сознательность
наших граждан, которым хочется напомнить о необходимости строго
соблюдать правила пожарной безопасности отправляясь на отдых
в лес.
Инструктор десантно - пожарной команды
Колдарар С.В.
Библиотека
НЕ ДАДИМ ГОРЕТЬ НАШИМ
ЛЕСАМ!
|