|
Игры
с огнём
* Аннотация:
Нынешнее лето, с массовыми лесными пожарами, уничтоживших
кроме нескольких миллионов гектаров лесов, ещё и как минимум
148 населённых пунктов, в полной мере показало, что в случае
любых практически стихийных бедствиях, граждане России остаются
с этими бедствиями буквально один на один.
Нынешнее лето, с массовыми лесными пожарами, уничтоживших
кроме нескольких миллионов гектаров лесов, ещё и как минимум
148 населённых пунктов, в полной мере показало, что в случае
любых практически стихийных бедствиях, граждане России остаются
с этими бедствиями буквально один на один.
Не буду растекаться "мыслию по древу" и много вспоминать
о существовавшей при Советах системе Гражданской Обороны.
При чрезвычайной ситуации в учреждениях и предприятиях имевшийся
штаб ГО направлял работников и технику предприятия по указанию
вышестоящих штабов ГО для помощи. Все действия координировались
единым руководством, имелись планы для различных чрезвычайных
ситуаций...
Кто-то скажет мне, что есть и сейчас у нас эта система, планы
и т.д., по идее всё должно бы работать... Основная концепция
системы ГО была рассчитана на мобилизацию государственной
техники и работников, а вот как оно будет работать с частниками,
достаточно хорошо показало это лето. Неспособность обеспечить
минимальнейшую координацию действий пожарных, остатков лесных
работников и добровольцев, наладить обеспечение водой, питанием,
защитными средствами компенсировалось, как всегда, стремлением
рядовых сотрудников мужественно преодолевать возникшие проблемы.
Планы, конечно, остались, проводятся и соответствующие учения,
но СИСТЕМЫ больше нет, а буквы на бумаге, пусть может даже
и очень умные и правильные, сами лесной пожар, например, не
потушат.
Широко разрекламированное ведомство МЧС не способно на сегодняшний
день достойно защитить наших граждан от практически чрезвычайных
ситуаций. Что опять- таки показала лесопожарная катастрофа
нынешнего лета. Проводить пиар своих действий по телевидению,
выпросить денег на очередной прожект у правительства - да,
это у службы получается просто замечательно, а вот в реальности
бороться с чрезвычайной ситуацией - оно получается как-то
не очень. Можно смело прогнозировать
то, что приобретение авиации и техники для МЧС ситуацию абсолютно
не переменит. Если в 2011 году будет такое же засушливое лето,
то ситуация с лесными (природными) пожарами повторится и будет
повторяться до тех пор, пока будет просто нечему гореть. По
одной простой, прозрачной и лежащей на поверхности причине
- МЧС борется с последствиями, а бороться необходимо с причинами.
И МЧС на это не способна и не должна этого делать, как теоретически,
так и практически.
За пожароопасный период нынешнего года в республике Беларусь
не было ни одного крупного лесного пожара, а на (или в?) Украине
их количество незначительно. В обоих государствах работает
советская (или, вернее сказать, дореволюционная ) еще система
лесной охраны. Эти страны не пошли на разрушение системы охраны
лесов. И в результате этого их потери от лесных пожаров в
этом году минимальны. Все участки леса закреплены за лесниками,
лесниками руководят лесничие, лесничие подчиняются директорам
лесхозов, все лесхозы области подчинены областным управлениям,
управления подчинены лесному министерству государства. Лесничества
и лесхозы - государственные предприятия, кроме охраны леса
от пожаров, незаконных порубок и прочих лесонарушений, выполняют
работы по защите лесов от вредителей, выполняют вырубку больных
и погибших деревьев, выращивают саженцы и сеянцы лесных деревьев,
осуществляют посадку в лесу и различных защитных полос. В
результате работников без дела практически нет. Прошел пожароопасный
сезон- лесная охрана превращается в лесоводов- готовит почву
под культуры и в питомниках, заготавливает семена и при этом
охраняет лес, зимой- охрана леса и заготовка семян, санитарные
рубки, заготовка новогодних елок, весна- посадки в лесах и
лесополосах, посев в питомниках, начало пожароопасного сезона-
опашка хвойных лесов минерализованными полосами, летом- охрана
леса и парралельно уход за посадками, прополка лесопитомников,
отводы под вырубку больных и погибших деревьев. В Украине
государственная лесная охрана наделена еще и правами правоохранительных
органов- то есть имеет право кроме обнаружения лесонарушения
(самовольной рубки деревьев, поджога леса) еще и проводить
дознание и расследование этих преступлений. Соответственно,
у леса в этих странах есть хозяин, есть с кого спросить. С
кого потребовать. Кого наказать. И кого наградить.
Имея централизованное руководство, при возникновении лесных
пожаров, как в масштабе регионов, так и государства в целом,
вполне реальна переброска людей, лесопожарной техники к местам
крупных лесных пожаров, грамотное распоряжение этой техникой
и людьми, знание у руководителей тушения тактики и стратегии
тушения лесных пожаров и умение их применять на практике.
А вот если уже лесная охрана не справляется с лесными пожарами,
тогда уже привлекают пожарных, гражданскую оборону, армию.
Что же сейчас имеем мы?
До 2000 года Россия имела точно такую же систему лесной охраны.
С 1992 по 2000 год не имея достаточного государственного финансирования
она не развивалась, но была более-менее стабильной за счет
собственных средств от реализации древесины, переработки древесины
(в том числе и глубокой). Тем не менее, плавная деградация
лесной охраны, как и лесного хозяйства уже имела место. В
2000 году Федеральная Служба лесного хозяйства РФ утратила
статус самостоятельной службы, и была передана в Министерство
природных ресурсов. Управленческая структура от обхода до
центрального аппарата не менялась. В период с 2000 по 2006
год в действовавший Лесной Кодекс были приняты множество поправок,
постепенно сокращавшие полномочия лесной охраны. В декабре
2006 года был принят Лесной кодекс, перевернувший абсолютно
всё в лесном хозяйстве России. И приведший нашу страну к потере
государством лесной охраны, сокращению численности работников
леса более чем на 100 тысяч человек, полнейшему хаосу и неразберихе
в информации о лесах, а в итоге - к пожарной катастрофе нынешнего
лета...
Краеугольным камнем Лесного Кодекса стало разделение контролирующих
и исполнительных функций. На бумаге изначально всё выглядело
достаточно безобидно. Но в результате разделения
Лесным Кодексом функций на контроль и исполнение работники
лесного хозяйства были разделены на две касты - лесных инспекторов
(госслужащих и более высокооплачиваемых соответственно) и
исполнителей работ ( хозрасчетных, то есть, как в пословице
"что потопал, то и полопал"). Древнеримский принцип
"разделяй и властвуй" замечательно сработал и в
этом случае - пока переданные регионам лесоводы, руководство
регионов, МПР и Рослесхоза разбиралось, кто и что должен делать
и за что отвечать в лесу, благополучно оказалось, что функции
лесной охраны исполнять некому вообще, но за разборками было
некогда обращать на это внимание. Очень неоднозначное положение
и у российского лесного инспектора- с одной стороны он вроде
бы и ничего руками делать не должен, а с другой стороны вроде
бы, как и в ответе за все выполняемые работы. В то же время
работник лесхоза вроде бы, как ни за что не отвечает, а все
работы должен делать он, при этом расценки за работы мизерные,
а предприятие платит налоги по полной программе - как результат
банкротство и бывшее федеральное, а ныне областное имущество
идет с молотка. Тушение пожаров в лесу неожиданно
оказалось лицензируемой деятельностью, и по законам РФ ГУП-лесхозы-
исполнители работ должны были получать соответствующие лицензии,
а без лицензий тушить в лесу не имеют права. Перед
нынешним летом определилось, что тушение лесных пожаров деятельность
нелицензируемая, а вот тушение сельхозпалов лицензируется.
То есть работники лесхоза, приехав на возгорание сухой травы
перед лесным массивом должны дождаться, чтобы огонь вошел
в лес, и в лесу уже его потушить. Иначе не заплатят денег
за работу. Лесные инспектора тушить вообще ничего не имеют
права. Должны стоять и гордо контролировать, как арендаторы
или исполнители работ тушат лесной пожар. К сожалению, или
к счастью пока еще сильна инерция мышления и тушат все- и
инспектора, и исполнители. Кстати, работников МЧС
практически невозможно было в прошлые года привлечь к тушению
сельхозпалов, отказывались выезжать, мотивируя тем, что опасность
населенным пунктам отсутствует. После пожаров этого года выезжают
беспрекословно....
Передача полномочий по контролю, распоряжению и т.д. лесами
и бывшего федерального имущества лесного хозяйства в регионы
вообще очень интересная тема. От управления лесами во многих
регионах практически полностью отстранены специалисты лесного
хозяйства. В Белгородской области, например, лесами командует
агроном, не дня до назначения на должность не проработавший
в лесу. И такой регион далеко не единственный. Право собственности
на леса осталось у Российской Федерации, а распоряжаться лесом
должны регионы. В то время когда в стране была нормальная
лесная охрана, ведение лесного хозяйства было рентабельным,
хотя и за рубки в молодняках и за многие другие работы страна
ни копейки не платила, лесхозы делали их за счёт собственных
средств, а вот передали всё в регионы, и сразу стало лесное
хозяйство убыточным. Доходы увеличились в 1,5 раза, а расходы
в 6 раз.... Во всей стране.
При всем этом регионы контролируют себя сами. Сами передают
государственные леса в аренду. Сами отводят рубки, сами их
оценивают и сами продают.
Собственно все несуразности, нелепости и общую несправедливость
происходящего с лесной отраслью в России невозможно, да и
наверное и просто не стоит пытаться описать в небольшой по
объёму статье. Очень многое по-прежнему остаётся за рамками
сказанного.
ККакие
же перспективы у охраны лесов после прошедшей и всё еще не
закончившейся в России лесопожарной катастрофы?
К сожалению, по всей видимости,
пока шансов на восстановление в нашей стране дееспособной
лесной охраны НЕТ.
Был опубликован перечень поручений Президента РФ по итогам
совещания по лесному хозяйству, состоявшегося 8 сентября 2010
года. В этом перечне есть и страхование лесов от пожаров (интересно,
кто будет страховать гос. имущество и кому будут выплачивать
страховые деньги?), и совершенствование законодательства по
взаимодействию при лесных пожарах, ужесточении административного
и уголовного законодательства, передаче списанных МЧС пожарных
машин субьектам федерации, повышении квалификации работников
лесного хозяйства... Нет одного- главного, нет ничего о восстановлении
государственной лесной охраны. Более того, в выступлениях
высших государственных чиновников России звучат красивые и
правильные слова о совершенствовании Лесного Кодекса, взаимодействии,
улучшении и т.д и т.п. Никто из наших руководителей даже и
не заикается том, что сейчас в лесах России нет ни охраны,
ни правильного лесного хозяйства. А соответственно нет никаких
гарантий что мы все застрахованы от того, что лес не станет
опять дымной и огненной ловушкой для доброй половины нашей
страны.
Почему так происходит, наши руководители
ничего не понимают? Не хотят понимать? Защищают чьи-то интересы?
Ни для кого не секрет, что
российское лесное законодательство было принято в интересах
очень ограниченной группы граждан РФ, заинтересованной в частном
владении лесами. В том виде, который имеет нынешний
ЛК достаточно изменение нескольких статей Земельного и Лесного
Кодекса, для того, чтобы лесной участок стал из государственной
собственности товаром. Для этого он и был принят. Для этого,
была разогнана лесная охрана РФ. То, что всё это было трагической
ошибкой, этим летом значительной части российского населения
было, если и впрямую не видно, но дым слышно очень хорошо.
Ошибкой или чудовищной
некомпетентностью и самоуверенностью, за которую лесной фонд
России заплатил очень дорогую цену, ошибкой, за которую многие
граждане России заплатили своим жильём, здоровьем, а многие
и жизнями!
Мы в своём большинстве являемся добросовестными плательщиками
налогов, мы содержим за свой счёт выбранную нами власть. Конституция
РФ гарантирует нам благоприятную экологическую обстановку,
равный доступ к природным ресурсам государства, информации.
В результате уничтожения лесной охраны, принятия убийственного
лесного законодательства у всех граждан России были нарушены
их конституционные права!
Вторая волна пожаров бушует далеко от Москвы, гражданам много
обещано, но вот будет ли хоть что-то сделано....
* © Copyright Нихотько Иван Владимирович (iwan31@ya.ru)
Журнал "Самиздат"
 Частные фото девушек - красивых и гламурных оценить;
Библиотека
НЕ ДАДИМ ГОРЕТЬ НАШИМ
ЛЕСАМ!
|