Как победить
пожары на природных территориях России
Проблема пожаров на природных территориях нашей страны (в
первую очередь - пожаров в лесах и на торфяниках, а также
неконтролируемых палов сухой травы) становится с каждым годом
все более острой, а ущерб, наносимый этими пожарами природе
и людям, все менее терпимым. К сожалению, надежды на улучшение
ситуации в ближайшие годы нет. Единой системы боробы с пожарами
на природных территориях в нашей стране не существует, а те
ее части, которые раньше более или менее эффективно работали
(государственная лесная охрана и система пожарно-химических
станций в лесхозах, централизованная система авиационной охраны
лесов от пожаров, добровольные пожарные дружины сельхозпредприятий)
или уже полностью разрушились, или находятся при последнем
издыхании. Тенденции развития лесного и сельского хозяйства
практически не оставляют сохранившимся фрагментам отраслевых
систем борьбы с пожарами на природных территориях шансов на
выживание.
Качественный учет пожаров на природных территориях России
отсутствует. Данные разных источников о ежегодной площади
природных пожаров в России нередко различаются в разы, а данные
по конкретным регионам иногда даже в десятки раз. Некоторые
типы природных пожаров вообще никак не учитываются статистикой
- например, палы сухой травы, пожары в защитных лесополосах
и среди молодой древесной поросли на землях сельскохозяйственного
назначения. Тем более нет достоверной статистики о том ущербе,
который наносят пожары на природных территориях природе и
людям, в том числе сколько сгорает домов и других построек
от травяных палов, сколько гибнет людей, особенно страдающих
болезнями органов дыхания, из-за отравления дымом травяных
и лесоторфяных пожаров, сколько уничтожается лесополос, молодых
лесов, повреждается лесных опушек и т.д. Но даже доступная
информация показывает, насколько проблема велика: масштабы
повреждения лесов огнем сопоставимы с масштабами заготовки
древесины лесным сектором России, количество сгорающих (в
основном от сельхозпалов) домов и построек в относительно
благополучные годы исчисляется сотнями, в неблагополучные
- первыми тысячами, дым от пожаров в неблагоприятные годы
влияет на здоровье десятков миллионов людей.
Несмотря на большой и постепенно растущий ущерб, наносимый
пожарами на природных территориях, эффективно бороться с ними
сейчас некому. За пожарную безопасность на землях сельскохозяйственного
назначения и на некоторых других категориях земель сейчас
в реальности не отвечает никто. За пожарную безопасность на
землях лесного фонда теоретически отвечают региональные органы
власти (кроме Подмосковья) и отчасти арендаторы, но лесное
законодательство и система финансирования лесного хозяйства
таковы, что в реальности пожарная безопасность в лесах тоже
практически никем не обеспечивается (бывают исключения, но
их с каждым годом становится все меньше). Существовавшая ранее
централизованная система авиационной охраны лесов (Авиалесоохрана)
после принятия нового Лесного кодекса 2006 года оказалась
раздробленной на множество независимых региональных организаций,
большинство из которых к настоящему времени приказало долго
жить, остальные доходят, теряя квалифицированных сотрудников,
технику и оборудование. Хаотические именения в законодательстве
делают привлечение виновников пожаров на природных территориях
хоть к какой-то ответственности все менее реальным.
Постоянно растущая мощь государственной противопожарной службы,
подведомственной МЧС, нисколько не улучшает ситуацию с охраной
природных территорий нашей страны от огня. Во-первых, МЧС
не отвечает за тушение пожаров на природных территориях, пока
они не начинают непосредственно угрожать населенным пунктам
и инфраструктуре. Во-вторых, у МЧС практически нет опыта по
борьбе с природными пожарами, особенно в лесах и на торфяниках
- тушение абсолютного большинства таких пожаров в прошлом
обеспечивалось лесохозяйственными организациями.
Таким образом, систему борьбы с пожарами на природных территориях
нашей страны предстоит выстраивать заново. По возможности
надо попытаться сохранить выжившие фрагменты старой системы
борьбы с лесными пожарами - дееспособные региональные авиационные
базы охраны лесов от пожаров и остатки профессиональных лесохозяйственных
организаций, но основную часть системы борьбы с лесными пожарами
неободимо создавать практически "с нуля".
Главная роль в новой системе охраны природных территорий
нашей страны от пожаров должна принадлежать вовсе не МЧС и
органам государственной пожарной охраны, лесного или сельского
хозяйства, а образовательным учреждениям, прежде всего школам.
Главным источником лесных пожаров, и практически единственным
источником торфяных пожаров и палов сухой травы, является
человек. Неправильное и неосторожное обращение людей с огнем
является причиной более чем 90% пожаров на природных территориях
нашей страны в целом, и более чем 99% пожаров на природных
территориях в густонаселенных районах. Какой бы ни была система
борьбы с лесными пожарами, победить миллионы пироманов ей
не под силу. Единственным реальным средством снижения количества
поджогов травы, лесов и торфяников является массовое образование
и просвещение.
Образовательные учреждения,
особенно детские, должны всеми возможными способами вдалбливать
в умы две очень простые, но необходимые идеи:
а) это наша страна, и каждый из
нас несет персональную ответственность за ее состояние, в
том числе за сохранение природных территорий от огня;
б) поджоги сухой травы, лесов и
торфяников крайне вредны и опасны, поджигатель несет ответственность
за возможную гибель людей, уничтожение построек и природы,
и не может считаться приличным человеком.
Через противопожарное просвещение молодежи можно влиять и
на взрослую, по крайней мере вменяемую, часть общества, и
постепенно искоренять многолетнюю привычку к поджигательству.
Конечно, для того, чтобы преломить некоторые вековые суеверия
(например, что травяные палы полезны для сельского хозяйства),
потребуется грамотная аргументация -
но она уже есть, вопрос лишь в том, как ее донести до
большинства наших соотечественников.
Необходима также специальная просветительская работа с руководителями
и специалистами сельхозпредприятий, а также со студентами
сельскохозяйственных ВУЗов и техникумов. Намеренные поджоги
сухой травы и стерни работниками сельхозпредприятий являются
одним из важнейших источников пожаров на природных территорий,
в том числе в лесополосах и на осушенных торфяниках.
Эффективная борьба с пожарами на
природных территориях будет НЕВОЗМОЖНА без восстановления
специализированных структур, обеспечивающих охрану этих территорий
- прежде всего, государственной лесной охраны и структур,
обеспечивающих охрану особо охраняемых природных территорий
федерального и регионального уровней. Без государственной
лесной охраны большинство мелких возгораний в лесах неизбежно
будет перерастать в крупные пожары, а большинство поджигателей
и нарушителей правил пожарной безопасности так и будет уходить
от ответственности за содеянное.
Кроме восстановления государственной лесной охраны, необходимо
будет решить проблему бесхозности некоторых категорий лесов
и защитных насаждений (лесополос) - тех, которые фактически
выпали из сферы действия нового лесного законодательства.
Эти леса и лесополосы официально как бы не существуют, поэтому
никто не отвечает за их сохранность, а в случае их утраты
в результате пожара никто за эту утрату не несет никакой ответственности.
Необходимо также внесение значительных изменений в действующее
законодательство, в том числе введение прямого запрета на
поджоги сухой травы и организацию сельскохозяйственных палов
(возможно, за исключением отдельных случаев, когда такие палы
необходимы и до их проведения обеспечиваются чрезвычайные
меры по предотвращению неконтролируемого распространения огня).
Теоретически поджигатели сухой травы и стерни могут быть привлечены
к административной или уголовной ответственности и сейчас,
особенно если их действия причинили значительный ущерб лесам
или постройкам, но требования законов и правил насктолько
мутны и двусмысленны, что большинство поджигателей уходит
от наказания.
Но самое первое, что необходимо сделать - это изменить отношение
всего российского общества и власти к проблеме пожаров на
природных территориях. Сейчас такие пожары, в особенности
палы сухой травы (один из важнейших источников всех остальных
пожаров), воспринимаются большинством наших сограждан как
неизбежное зло - "ну климат у нас такой и люди такие,
что все везде горит каждый год, и ничего с этим не сделаешь".
Ситуация усугубляется тем, что многие пытаются заранее, вроде
как "под присмотром", сжечть траву и бурьян, чтобы
избежать неконтролируемых палов - но в реальности такие "контролируемые"
палы практически всегда выходят из-под контроля и радикально
ухудшают ситуацию с пожарами в целом. Повсеместные массовые
поджоги буквально всего, что может гореть - сухой травы, куч
мусора, тополиного пуха - формируют у большей части людей
наплевательское отношение к огню в природе, а также ощущение
бесполезности какой бы то ни было борьбы с природными пожарами.
На самом деле, ситуация вовсе не безнадежна: опыт других
стран, в том числе северных, показывает, что систематическая
работа государства и всего общества по искоренению пиромании
среди населения может свести риск серьезных пожаров в лесах
и на торфяниках почти к нулю. Проблема массовых травяных палов
- это проблема в основном развивающихся стран с примитивным
сельским и лесным хозяйством. Современное же сельское и лесное
хозяйство подразумевает практически полное исключение умышленных
выжиганий растительности из практики землепользования (за
исключением отдельных специфических случаев) и достаточно
эффективную борьбу со случайными пожарами.
Источник
Библиотека
НЕ ДАДИМ ГОРЕТЬ НАШИМ
ЛЕСАМ!
|