СЪЕЗДИЛ
НА ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ - мнение добровольца
Несколько мыслей по организационной части.
Почему всё получилось так, как получилось?
Из «неорганизационных» причин - зверское количество отдыхающих
и их свинское поведение. Не случайно, во всяком случае там,
где был, большая часть пожаров пошла от мест отдыха у озёр.
Из «организационных» причин:
1. Полный упадок лесного
хозяйства. Просеки не прочищаются. Не пропахиваются канавы.
Нет актуальных карт лесных массивов с дорогами, просеками,
лесными кварталами, характеристиками леса. Карт вообще никаких
ни у кого нет - ни у спасателей МЧС, ни у пожарных, ни у военных,
во всяком случае, на уровне непосредственных исполнителей
и начальников на местах. В штабе, может, что-то и есть, не
знаю, непосредственно в палатках там не был. На стандартную
советскую генштабовскую километровку все смотрят, как на чудо.
2. Неготовность личного состава спасательных служб к тушению
именно лесных пожаров. До всего - как окапывать, как тушить,
как проливать потом очаги и т.д. - доходили методом проб и
ошибок. О более сложных способах тушения вроде встречного
огня и говорить нечего. А были там очаги, которые лопатой
не затушишь, и даже особо не зальёшь. Хорошо,
красноярские пожарные-десантники подоспели, потушили встречным
палом. А если бы нет? В общем, структура наших
спасательных служб такова - основная масса плохо подготовлена
и мало дисциплинирована, однако на этом фоне существует некоторое
количество профи, которые оттаскивают ситуацию от края, если
успевают.
3. Малое количество техники. Причём самих пожарных и поливальных
машин в соединении с мобилизованными ассенизационными из окрестных
деревень более-менее хватало, но ещё критически нужна техника
для быстрой расчистки просек - трактора, бульдозеры. Вот с
этим очень большие проблемы, каждый трактор выдирается в штабе
буквально с кровью. Большую часть этой непожарной техники
составляют частные машины из округи, и водители ещё вдобавок
несут за них материальную ответственность. Следствие - полное
нежелание рисковать. Просто сбегают - при задымлении, например,
хотя копать ещё вполне можно. В итоге пожар не удается удержать
на рубеже.
Та техника, что имеется в наличии, часто в плохом состоянии
и ломается (особенно это относится к бульдозерам и тракторам
и, в несколько меньшей степени, к пожарным машинам)
4. Несогласованность действий
различных служб, отсутствие четкой системы связи.
Реальными «игроками» являлись - МЧС (включая сюда пожарных,
хотя у них самих мнение о слиянии с ведомством Шойгу резко
отрицательное), военные, добровольцы из местных жителей. Всё
исключительно на личных контактах. И если между МЧС и местными
контакты установились нормальные, то действия военных иногда
абсолютно логике не поддавались. Оптимальный вариант использования
военных: в помощь знающим спасателям и местным жителям придаётся
группа солдат, и они выполняют роль «физического усилителя»
- копают, таскают шланги и т.д. Офицеры при этом в процесс
не вмешиваются, а обеспечивают дисциплину, подвоз-увоз смен
солдат, питание и т.д. Когда же офицеры начинают непосредственно
командовать, получается какой-то полный угар - абсолютно
нерациональные, ни с кем не согласованные действия.
Например: какой-то замкомдив зачем-то расставил
на ночь солдат вдоль границы довольно давно и качественно
(даже дыма и тления там уже почти не было) затушенного пожарища.
Ни фонариков, ни лопат, ни представления, что делать и куда
идти/бежать если что, у солдат нет. Где находятся - не понимают.
Самое главное, что несколько десятков солдат для окарауливания
этого старого очага явно не нужны были - там достаточно пару
раз за ночь патрулю в 2 человека пройти. А понадобиться они
могли бы в другом месте, или хоть отдохнули бы по-человечески.
Внутри самого МЧС тоже согласованности маловато и нет ощущения
рациональности и единства действий. При
распределении техники и людей это часто приводило к эффекту
«где не надо - густо, а где надо - пусто». Штаб очень слабо
разбирается в реальных потребностях разных направлений, выделяет
ресурсы не туда, куда надо, а куда легче доставить либо кто
больше попросит. Очень часто техника используется не по назначению,
типа показушного восстановления к приезду Путина, в то время
как вокруг ещё горит и надо просеки расчищать.
Что больше всего поразило - полная беспомощность МЧС в части
обнаружения очагов и доставки к ним сил и средств. Выявление
очагов, даже очень крупных (квадратные километры), практически
полностью возложено на добровольцев из местных жителей - кто
лес получше знает. Причем про такие вещи, как спутниковые
карты пожаров никто и не слыхивал, даже в штабе. А карты эти,
хоть и генерируются с опозданием на несколько часов, реально
помогают в обнаружении очагов (на личном опыте)! Еще поражает
полная навигационная беспомощность всех служб. Снова повторю
- никаких карт, ничего. Даже местные жители передают положение
очагов в стиле «помнишь, мы в прошлом году там подосиновики
собирали». Про существование gps известно многим, но ни у
кого приёмников нет. Доставка сил и средств к очагу возможна
только в сопровождении местных - сами пожарные безбожно плутают.
Про военных вообще не говорю, этих одних оставлять нельзя
никогда. Как правило, последовательность действий такая: патруль
из местных обнаруживает очаг, сломя голову несётся в деревню,
расталкивает пожарных, едет с ними, помогает им там со шлангами,
потом провожает обратно, чтобы не заплутали. Когда очаг был
крупный - приходилось просто рисовать на собственной карте
положение фронта огня и с этой картой ехать в штаб.
От людей, видевших тушение пожаров 72-го года в тех же местах,
слышал мнение, что тогда было заметно лучше практически по
всем пунктам. Лесное хозяйство было в несравненно лучшем положении.
Техники было гораздо больше за счет военных - вплоть до прорубания
просек танками. За счёт функционирования лесничеств все были
обеспечены картами. Никаких «подосиновиков» и прочих народных
сказаний, ориентирование шло по номерам лесных кварталов,
соответственно при наличии раций проводникам бегать вообще
не надо было, достаточно было номер квартала назвать. Помощь
местных в обнаружении очагов и «проводке» пожарных нужна была
в гораздо меньшей степени. Штаб как диспетчерский центр по
распределению ресурсов тоже работал с гораздо меньшим количеством
бардака.
Источник
Библиотека
НЕ ДАДИМ ГОРЕТЬ НАШИМ
ЛЕСАМ!
|