Вопреки
всему - выстоим
19 сентября лесоводы России
отмечают свой профессиональный
праздник - День работников леса
История лесного хозяйства России знает много перемен. С 1
января 2007 года в действие вступил новый Лесной кодекс. Последняя
из реформ была окончательно претворена в жизнь в 2008 году,
когда отдельные полномочия в области лесных отношений были
переданы органам государственной власти субъектов Российской
Федерации на основании ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ.
Если быть предельно кратким, то в результате реформы лесхозы
были преобразованы в Государственные областные учреждения
- лесничества, а бывшие лесничества - в участковые лесничества.
Произошло разделение контролирующих и хозяйственных функций.
То есть, лесничества сейчас не занимаются напрямую выполнением
своих традиционных работ, таких как:
1) лесохозяйственные мероприятия - посадка леса, рубки
ухода за лесами, санитарно-оздоровительные мероприятия, заготовка
лесных семян, возделывание лесных питомников, расчистка квартальных
просек и т.п.;
2) противопожарные работы в лесах - устройство противопожарных
минерализованных полос и противопожарных разрывов и уход за
ними, устройство мест отдыха в лесах, ремонт лесных дорог
(мостов) противопожарного назначения, тушение лесных пожаров.
Поэтому в лесничествах, начиная с 1 января 2008 года, не
стало основной рабочей силы - лесников, а вместе с ними и
хозрасчётных бригад рабочих, на плечах которых лежало выполнение
всего комплекса работ в лесном хозяйстве.
Помимо рабочей силы, лесничества лишены ныне и своей материально-технической
базы для выполнения работ: трелевочные трактора, бульдозеры,
грузовые автомобили, лесовозы, пожарные автоцистерны, бензопилы,
мотопомпы, противопожарный инвентарь.
В настоящее время все виды работ в лесу выполняются только
на контрактной основе. На территории Мурманской области контракты
заключается сроком на 1 год между Комитетом по лесному хозяйству
и организациями, выигравшими конкурс (аукцион) на выполнение
лесохозяйственных и лесопожарных работ.
При этом существует большая опасность, что конкурс может выиграть
организация, не располагающая достаточными материально-техническими
ресурсами и кадрами специалистов лесного профиля. А это может
поставить под угрозу выполнение государственных контрактов
на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов,
а также работ по охране лесов от пожаров. Виноваты, в итоге,
окажутся Государственные областные учреждения - лесничества,
так как именно до них доводятся годовые планы лесохозяйственных
и противопожарных работ.
Аномально жаркое и засушливое лето 2010 года, установившееся
на большей части Российской Федерации, выявило слабые стороны
недостаточно продуманных реформ лесной отрасли. Некогда существовавшая,
хорошо отлаженная система лесного хозяйства, в связке с "Авиалесоохраной",
в основу деятельности которой был положен принцип быстрого
реагирования на принятие мер к тушению лесных пожаров в начальной
стадии развития, была развалена, а службы Министерства чрезвычайных
ситуаций РФ на местах оказались не готовы, в полной мере,
к экстремальным погодным условиям, способствовавшим стихийному
распространению лесных пожаров.
Также нет полной ясности в системе государственного управления
лесами на муниципальном уровне. Леса находятся в государственной
(федеральной) собственности, а местные органы власти не имеют
конкретных, чётко прописанных механизмов реализации своих
полномочий в области лесных отношений. Постановления глав
местных администраций по охране лесов от пожаров носят лишь
рекомендательный характер для руководителей предприятий и
организаций, расположенных в границах районов.
Денежные средства в виде субвенций из федерального бюджета
на нужды лесного хозяйства поступают в субъекты, а местные
органы власти остаются в стороне. Наверное именно поэтому
они не включают в смету своих годовых расходов затраты на
охрану и защиту лесов. Зачастую даже нет такой статьи расходов,
а если нет статьи, то любое привлечение денежных средств на
охрану лесов, со стороны муниципалитетов, будет считаться
нецелевым, что является нарушением финансовой дисциплины.
* * *
Скорее всего, лесное хозяйство вновь ждут большие перемены.
Какими они будут покажет время. Несомненно
одно - восстанавливать систему лесного хозяйства нужно. Сделать
это сейчас будет очень сложно. Главная трудность
- ушли из отрасли многие опытные, проверенные временем кадры.
Работа в лесу тяжёлая, требующая специальных знаний, а заработная
плата маленькая. Как их теперь вернуть обратно? Многие из
них работали просто "по привычке", довольствуясь
самым малым. А сейчас, испробовав "вкус жизни" на
других местах работы, люди вдруг поняли, что за большую зарплату
или даже ту же самую, трудиться можно гораздо меньше, а условия
труда и легче и комфортнее чем в лесу. Да, к тому же, не надо
быть начеку все выходные и праздничные дни летом, на случай
тушения лесных пожаров, когда все нормальные люди отдыхают
и могут поехать куда душа пожелает.
Чтобы сделать реформы как можно менее болезненными, избежать
хаоса и криминального передела сфер влияния в лесной отрасли,
необходимо, чтобы система управления лесами была чётко определена
на каждом уровне, от федерального до муниципального. Необходимо
увеличить финансирование лесного хозяйства. Тогда придут в
лес специалисты своего дела, появится новая, производительная
лесная и пожарная техника, взмоет в небо лесная авиация, а
"Лесная охрана" гордо встанет с колен!
Инженер охраны и защиты леса
Зашейковского лесничества
Красильников А.П.
Библиотека
НЕ ДАДИМ ГОРЕТЬ НАШИМ
ЛЕСАМ!
|