Любой
цвет, ограждения из нержавеющей стали .; челябинские
новости ; купить
телефон дешево
|
Здравствуй,
Ёлка!
Приближается Новый год, непременным атрибутом которого является
зелёная ёлка. Центральные площади городов украсятся большими
и шикарными елями с гирляндами разноцветных огней. И, конечно
же, миллионы маленьких пушистых ёлочек будут установлены в
городских и сельских квартирах, детских садах и школах, офисах
и т.д.
Так откуда же взялась традиция встречать Рождество и Новый
год с зелёными елями? Чтобы ответить на этот вопрос нужно
заглянуть вглубь веков.
О том, где и когда ёлка впервые была использована в качестве
рождественского дерева, существует множество мнений. По одним
сведениям, это случилось в Эльзасе в первой половине XVI века.
Данное свидетельство относят к 1521 году, когда власти города
Селеста поручили леснику срубить для них елку на Рождество.
"К середине XVI века этот обычай настолько полюбился,
что ёлки повсеместно стали устанавливать в домах, так что
в 1555 году отцы города Селеста вынуждены были ввести штраф
за порубку леса".
Однако чаще всего начало использования ели как символа Рождества
связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина
Лютера (1483-1546), хотя в XVI веке этот обычай еще не получил
на территории Германии широкого распространения. Достоверно
известно, что именно Лютер действительно санкционировал, утвердил
и одобрил празднование Рождества как мирского праздника, полагая,
что это может послужить основанием для вполне невинных общественных
удовольствий и семейных торжеств, в которых особое место уделяется
детям.
Окончательно на территории Германии рождественская елка была
освоена только к середине XVIII века. В Сочельник установленную
в доме елку украшали блестками, мишурой, освещали свечками,
лампочками или фонариками. Под ней или же на ее ветвях раскладывали
подарки вначале только для детей, а позже - и для остальных
членов семьи. К верхушке прикреплялась Вифлеемская звезда
или же геральдический ангел. Дерево (а иногда лишь одна его
ветка) стояло в доме в течение всего праздничного периода.
Освоенный в Германии обычай к началу XIX столетия начинает
распространяться по другим странам Европы. Первыми переняли
у немцев рождественское дерево жители северных европейских
стран, хотя наряженная елка не получила среди них полного
признания вплоть до середины XIX века. Гораздо чаще хвойными
ветками они украшали лишь потолок и двери домов. Иногда же
вместо елки использовался обвитый красной и зеленой бумагой
шест, освещенный восемью или десятью свечками.
Первые сведения о рождественском дереве в Швеции относятся
к концу XVIII века, в Финляндии - к 1800 году, в Дании - к
1810, а в Норвегии - к 1828 году. В Бельгии и в Нидерландах
рождественское дерево было освоено только к середине XIX века
Полагают, что в Париже рождественское дерево впервые появилось
в 1840 году при дворе короля Луи Филиппа. Инициатором этого
события стала невестка короля лютеранка герцогиня Елена Орлеанская,
урожденная немецкая принцесса Мекленбургская.
Считается, что в Англии первое рождественское дерево было
установлено в 1841 году, когда королева Виктория вышла замуж
за немца Альберта Саксен-Кобургского.
Большинство народов Западной Европы начало активно усваивать
традицию рождественского дерева только к середине XIX столетия.
Ель постепенно становилась существенной и неотъемлемой частью
семейного праздника, хотя память о ее немецком происхождении
сохранялась многие годы. В Европе она была принята и церковью,
пользуясь особенным почетом в лютеранских кирхах, где ее возжигают
во время рождественского богослужения.
В Америку рождественское дерево пришло примерно в то же самое
время, когда оно было завезено в Англию. Этот обычай, по всей
видимости, осваивался почти одновременно в разных штатах,
но везде инициаторами были немецкие эмигранты.
Столь массовое распространение обычая по всему христианскому
миру требует объяснения. Почему именно ель приобрела такую
популярность? Почему она оказалась связанной с Новым годом
или Рождеством? В Северном полушарии рождественские праздники
приходятся на зиму, когда лиственные деревья стоят обнаженными
и, конечно, не могут использоваться в качестве символа и важнейшего
атрибута зимнего праздника. Поэтому естественно, что таким
символом стало вечнозеленое хвойное дерево, причем не только
ель, но и сосна, и кедр, и пихта, и можжевельник. Нередко
можно увидеть в качестве новогоднего или рождественского декора
сосновые деревья или ветви. Однако еловое дерево, в отличие
от соснового, обладает совершенной пирамидальной формой; его
устремленный кверху прямой ствол, а также симметричное расположение
ветвей придает ему очертания католических и лютеранских храмов.
Очевидно, именно благодаря своей форме ель и затмила другие
хвойные деревья.
Все признали, что в новом обычае нет ничего недостойного:
ведь дерево не превращалось в главный объект праздника Рождества,
а было всего лишь символом Спасителя, настоящим древом жизни;
свечи представляли Того, Кто есть свет мира, а рождественские
подарки считались самыми великолепными из всех даров Бога
людям. Поэтому устройство елки начали рассматривать как истинно
христианское дело, свершаемое в память об искупительном рождении
младенца Иисуса.
Ёлка в России
В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого
с 1 января 1700 года. Согласно царскому указу от 20 декабря
1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от
Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день "новолетия",
до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, "по
примеру всех христианских народов" отмечать 1 января.
В этом указе давались также и рекомендации по организации
новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года
было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу
(тогда еще - Москву) хвоей: "По большим улицам, у нарочитых
домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ
и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов,
каковы сделаны на Гостиной Дворе". А "людям скудным"
предлагалось "каждому хотя по древцу или ветве на вороты
или над храминою своей поставить ... а стоять тому украшению
января в первый день". Эта малозаметная в эпоху бурных
событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории
обычая устанавливать елку на зимних праздниках.
Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма
косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только
еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе
рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви,
и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать
не в помещении, а снаружи - на воротах, крышах трактиров,
улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего
городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она
стала впоследствии. Текст царского указа свидетельствует о
том, что для Петра в вводимом им обычае, с которым он познакомился,
конечно же, во время своего путешествия по Европе, важной
была как эстетическая сторона (дома и улицы ведено было украсить
хвоей), так и символическая: декорации из вечнозеленой хвои
следовало создавать в ознаменование Нового года.
С елкой как с "ритуальным атрибутом рождественской обрядности"
мы встречаемся в России в начале XIX столетия. На этот раз
встреча с ней состоится уже не в Москве, а в северной столице.
Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его
основания, продолжался и в начале XIX века. Вполне естественно,
что выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине
привычки, обычаи, обряды и ритуалы, которые тщательно сохранялись
и всячески поддерживались ими на новом местожительства. Поэтому
неудивительно, что на территории России первые рождественские
елки появились именно в домах петербургских немцев.
Первое время в русской среде елка по преимуществу устраивалась
в домах петербургской знати. Остальное население столицы до
поры до времени относилось к ней либо равнодушно, либо вообще
не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу
рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои
Петербурга. И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв
- "немецкое обыкновение" начинает стремительно распространяться.
Петербург был буквально охвачен "елочным ажиотажем":
о елке заговорили в печати, началась продажа елок перед Рождеством,
ее стали устраивать во многих домах северной столицы. Обычай
вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево
становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом
рождественского интерьера.
В 1916 году рождественские елки на русской земле оказались
в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось
от языка Наполеона, так в войну империалистическую Священный
синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца,
потому что эта традиция позаимствована у немцев.
А в 1918 году на елку опять ополчились, на этот раз - советская
власть, которая объявила ее буржуазным предрассудком, тесно
связанным с опальной религией. Тем не менее, многие продолжали
праздновать Рождество подпольно.
Елка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась
идея праздновать не Рождество, а Новый год. Вифлеемская звезда
стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна
по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год
от Рождества Христова. Но 1 января стал нерабочим днем только
в 1949 году.
Литература:
Е.В. Душечкина - Русская ёлка: История, мифология, литература
- Санкт-Петербург: Норинт, 2002
Инженер охраны и защиты леса
Зашейковского лесничества
Красильников А.П.
17.12.2010 г.
Библиотека
НЕ ДАДИМ ГОРЕТЬ НАШИМ
ЛЕСАМ!
|